Известный блогер, маркетинг-директор сети «Пицца Челентано Киев» и совладелец нескольких ресторанов рассказал, как относится к закону о запрете курения в общественных метах.
Антон Белецкий – известный блогер, директор и владелец маркетинг консалтингового агентства «Business2People». А также маркетинг-директор сети «Пицца Челентано Киев», идеолог и совладелец двух фан-баров «Банка» и ресторана-дайнера «Желток». Имеет десятилетний опыт работы в маркетинге, из них 3 года в консалтинге и 7 лет на управляющих позициях в отечественных и международных компаниях. Как человек активно курящий он к закону о запрете курения в кафе, барах и ресторанах отнесся негативно, а вот как ресторатор – наоборот позитивно. Так как же к запрету рекламы табака.
На его заведения закон о запрете курения практически не повлиял. Они изначально планировались свободными от табачного дыма (за небольшим исключением). «В активно питейных барах с хорошей наполняемостью и потоком посетителей запрет на курение работает в плюс ресторатору, – убежден Белецкий. – Когда помещение забивается под завязку даже при активно работающих кондиционерах там становится душновато. Если бы там еще и курили, то находиться там было бы невозможно. Курящие и люди в табачном дыму пьянеют быстрее, а, значит, меньше потребляют алкоголь, это также ресторатору не выгодно. Также как и не выгодно постоянно перекрашивать стены и потолок, в которые въелся табачный дым, менять и реставрировать столешницы и стойку от табачных ожогов и т.д.»
Антон Белецкий в ближайшее время планирует ввести полный запрет на курение в рабочее время для персонала своих заведений, а за нарушения будет увольнять. Правда, в офисе ограничивать в курении не будут, поскольку там непосредственно с продуктами не работают. «А вот прокуренный официант, бармен или повар – это очень не хорошо. Запах сильный и может внести диссонанс в ароматы блюд и напитков, а именно за этим люди идут в заведения», – говорит он.
Ресторатор следит за публикациями на тему ресторанного бизнеса, и считает, что практически все журналисты, пишущие на тематику запрета курения в ресторанах, что-то недоговаривают. И те, кто в своих публикациях активно лоббирует тему борьбы с курением, и те, кто кричит, что запрет курения – это смерть ресторанного бизнеса.
– Антон, принадлежите ли вы к числу тех рестораторов, которые встретили агрессивно закон о запрете курения в барах, кафе и ресторанах? Как вы отнеслись к этому закону?
– Как человек активно курящий и любящий покурить под бокал чего-то, к закону о запрете курения отнесся негативно, а вот как ресторатор отнесся в целом позитивно, не активно позитивно, но позитивно. Кроме фан-баров «Банка» и ресторана-дайнера «Желток», которые открылись уже после принятия закона о запрете курения, у нас в управлении находятся все киевские «Пицца Челентано» (а их 34), и там нельзя было курить уже задолго до принятия этого закона по нашей собственной инициативе. Разве что в некоторых пиццериях были небольшие залы для курящих, но в основном они были целиком свободны от курения.
– Сократилось ли количество посетителей в ваших заведениях? Как вообще реагируют любители пива на этот закон?
– Принятие закона о запрете курения в кафе, барах и ресторанах совпало с всеобщим падением продаж в общепите всех уровней, что еще больше напрягло ряд владельцев заведений. В нашем случае, как в пиццериях «Пицца Челентано», которые работали до и после принятия закона, падения продаж алкоголя, в том числе и пива, замечено не было. В «Банках» и «Желтке» сравнивать не с чем – они открылись уже после принятия закона о запрете курения в общепите. Но, в любом случае, в «Банках» потребляется огромное количество алкоголя, в то числе и пива и вечерами занять место невозможно, не думаю, что если бы там можно было бы курить было бы лучше. На самом деле в активно питейных барах с хорошей наполняемостью и потоком посетителей запрет на курение работает в плюс ресторатору – когда помещение забивается под завязку даже при активно работающих кондиционерах там становится душновато. Если бы там еще и курили, то находиться там было бы невозможно. Курящие и люди в табачном дыму пьянеют быстрее, а, значит, меньше потребляют алкоголь, это также ресторатору не выгодно. Также как и не выгодно постоянно перекрашивать стены и потолок, в которые въелся табачный дым, менять и реставрировать столешницы и стойку от табачных ожогов и т.д. Ну, а «Желток» вообще «едовой» формат с элементами «семейности», там вообще курить не хорошо – дым мешает почувствовать вкус еды и не нужен детям.
– Не являются ли, по вашему мнению, несколько преувеличенными заявления некоторых рестораторов о том, что из-за запрета курения они потеряли 20-30% процентов посетителей и выручки?
– Это правда. Не везде, но в ряде форматов владельцы заведений после принятия закона о запрете курения потеряли даже более 30% посетителей, местами доходит до 50-60%. Это ряд кофейных форматов, куда перестали ходить люди любящие совместить глоток кофе и сигарету. Я сам перестал посещать кофейные заведения, мне проще взять кофе на улице, там же его выпить и покурить. Так же сильно сказалось на ряде пивных форматах, особенно имеющих большие торговые площади. У нас фан-бары «Банка» по формату маленькие, тесные, чтобы выйти на улицу покурить надо сделать несколько шагов, что для курильщиков не проблема – идут прямо с бокалом коктейля и курят в предназначенном для курения месте. А вот в огромном пабе, где надо пройти иногда сотню метров, а то и с другого этажа подняться либо спуститься, чтобы покурить, это стало проблемой… Они так же потеряли часть аудитории. Но более всего это все таки сказалось на кофейнях – не на всех, а на тех, где именно кофе было центральной темой, как, например «Кофе Хаусы». А вот кофейно-едовые форматы типа эспрессо-бар «Чашка» либо Aroma Espresso Bar ничего не потеряли. Там, где еда была либо приоритетной, либо ключевой, проблем потери аудитории из-за запрета курения не наблюдалось.
– Как вы готовились к вступлению в силу закона о запрете курения в барах, кафе и ресторанах? Были ли у вас какие-то планы, чтобы не допустить уменьшения посетителей?
– Отнеслись в целом нейтрально, мы о планах его введения знали уже давно, изначально не планировали свои заведения как некурящие, и каких-то напрягов по этому поводу не было, как и необходимости что-либо специальное делать, чтобы не допустить уменьшение потока гостей. Разве что задумались о большем благоустройстве уличных мест для курения.
– До открытия заведений вы, очевидно, готовились еще задолго до принятия законов про запрет курения. Как отреагировали на принятия закона про запрет курения в кафе, барах и ресторанах, внесли ли какие-то коррективы в ваши планы?
– Мы готовились к этим новым форматам не особо и задолго, скорее, параллельно с дебатами о возможности принятия этого закона. Как я уже выше писал, нам не пришлось к этому готовиться – мы изначально делали свои заведения некурящими.
– Были ли случаи непонимания со стороны клиентов, были ли такие, что возмущались предстоящим табу на курение?
– С трезвыми клиентами никогда, а вот пьяный клиент может и не понять, но питейные заведения у нас только «Банки», а в них есть специально обученный охранник, который максимально корректно выводит на улицу человека который решил закурить в заведении.
– Часто ли ваши посетители нарушают запрет на курение в пабах? Приходилось ли вызывать милицию? Платить штраф?
– Нарушают редко, ну и опять-таки, если человек успел таки закурить, то его моментально выведут на улицу, но и это бывает не чаще чем раз в две недели на все наши заведения. Обычно это решается еще до этого – мы объясняем, что курить можно только снаружи. Поэтому всегда все обходилось без милиции и штрафов. А в «Желтке» еще проще – у нас есть наш авторский табачный биттер (настойка на ароматном табаке), который мы добавляем в эспрессо или виски.
– Посещают ли ваши заведения семьи с детьми?
О «Пицце Челентано» и говорить нечего – это вполне семейное заведение, «Желток» так же очень baby friendly – для детей тут и жвачки из автомата, и плюшевые игрушки, и специальные меловые ноутбуки и многое другое. Но должен сказать, что и в откровенно питейные бары «Банка» по выходным довольно часто молодые родители приходят с детьми, хотя в барах мы детей и не особенно ждали J
– Много ли курящих в вашем коллективе? Поощряете ли вы тех, кто не курит, например, премией? Курите ли вы сами?
– В офисе курит примерно 20-30%, я в том числе, кроме того я эстет трубочного курения, имею довольно не малую коллекцию трубок. Процент курящих в заведениях не знаю, но в ближайшее время мы планируем ввести полный запрет на курение в рабочее время для персонала в заведениях, при нарушении будем увольнять. А в офисе все работа более творческая и стрессовая, тут ограничивать в курении не планируем, да и с продуктами мы непосредственно не работаем. А вот прокуренный официант, бармен или повар – это очень не хорошо. Запах сильный и может внести диссонанс в ароматы блюд и напитков, а именно за этим люди идут в заведения.
– Считаете ли вы прогрессивными такие запреты, как запрет рекламы табака, запрет курения в публичных местах, запрет курения в кафе, барах и ресторанах? Ибо курящие убеждены, что это посягательство на их права, что это их личное дело, где курить.
– Не считаю, мы и без закона делали бы свои заведения не курящими, в то же время есть, например, сигарные клубы, куда приходят только курильщики и никому не мешают, зачем же их тоже под одну гребенку делать нелегальными. Курение, как и культура пития, может быть вкусным, правильным, эстетским и никому не мешающим. Это я бы не трогал, а позволил бы жить своею жизнью. Поэтому, гребя под одну гребенку все общественные места и заведения общепита, действительно нарушаются права курящих. В тоже время хорошо, что в гастро- и семейных заведениях курить нельзя, они от этого стали только лучше.
А вот запрет рекламы поддерживаю: рекламировались ординарные сигареты, и во многом это было рассчитано на ничего не понимающих детей и молодежь, которые неосознанно, а во многом из-за рекламы начинали курить и гробили свое здоровье. В то же время, например, всяческие бренды трубочного табака, сигар никогда не имели бюджета на рекламу, и их покупка всегда осознанна, курение их вкусно и приятно, и дети их не выбирают, что замечательно. Поэтому полный запрет рекламы я поддерживаю полностью, в отличие от полного запрета на курение в заведениях. Я бы провел частичную дифференциацию мест – где курить вообще нельзя, а где можно.
– Нужны ли вообще такие законы сейчас Украине, поскольку оппоненты говорят, что это сейчас не главное, нужно решать более важные вопросы?
– Сложный вопрос. С одной стороны действительно есть куда больше никак не решаемых, более важных вопросов и проблем, на которые стоило бы обратить внимание законодателям. С другой стороны, если говорить о законе запрета рекламы табачных изделий, это не менее важно – это забота о неосознанных курильщиках, жертвах рекламы, которыми по большей части становятся дети, а это немаловажная забота о национальном здоровье. Ну, а к закону о запрете курения в общепите у меня мнение неоднозначное – слишком однобокий закон, который действительно нарушает права курящих, если говорить о нем в той форме в которой он принят.
– Что посоветуете коллегам – оппонентам закона о запрете курения в барах, кафе и ресторанах?
– Советовать имеет смысл только тем, кто от этого закона таки пострадал. Во-первых, надо сделать удобные и прикольные места для курения снаружи, чтобы курильщики, выходя туда, не считали себя униженными, а наоборот привилегированными особами. Это прекрасно работает. После того, как в европейских странах в аэропортах были сильно ограничены места для курения, табачные бренды начали так их оформлять, что некурящие пассажиры, наблюдающие за этим задымленным островком хорошего вкуса и роскоши, только завидуют курящим, которые хоть и стеснены в маленькую коморку (обычно за стеклом), но получают от этого некие эстетические бонусы.
Во-вторых, в пабах с огромными площадями и большим расстоянием до выхода, где можно покурить, необходимо попробовать создать ряд дополнительных выходов наружу, чтобы расстояние, которое необходимо курильщику для попадания на место курения, стало меньше.
И, в-третьих, необходимо сделать акценты на продуктах, которые меньше ассоциируются с курением – кофейням чуть сместить акцент с кофе на еду и десерты, пабам – с пива на интересные закуски. Тогда человек воспринимает заведение несколько иначе и видит его не исключительно как то, что воспринимается только с сигаретой.
– Изучали вы опыт рестораторов тех стран, где подобные запреты уже действуют? Нашли ли что-то полезное?
– Изучал, путешествую много, и как курильщик во многих странах сталкивался и с запретами, и способами его обойти. В основном находил последнее, как и способы лоббирования дифференцированного запрета. В большей части европейских стран, как и у нас, изначально приняли полный запрет, который потом через 3-6 месяцев менялся на дифференцированный. Так, в большинстве европейских стран можно курить в ночных клубах, барах, в которых еды меньше 3-х позиций, в специализированных курительных клубах. Надеюсь, и у нас к этому придут. В эти заведения дети не ходят, а остальные могут выбирать между курящим клубом или некурящим, и у каждого есть своя аудитория.
– Наверняка, вы следите за публикациями в СМИ на темы ресторанного бизнеса. Как оцениваете то, как журналисты освещают вопрос запрета курения в ресторанах? Возможно, в чем-то перегибают палку, или наоборот – что-то недоговаривают?
– Слежу, и конечно могу сказать, что практически все журналисты, пишущие на эту тематику, что-то недоговаривают. Это касается как тех, кто в своих публикациях активно лоббирует тему борьбы с курением, так и тех, кто кричит, что запрет курения – это смерть ресторанного бизнеса. Те, кто излишне борется с курением, не замечает, что, действительно защищая права некурящих, ограничивает права курящих, что тот же закон все кто хочет, могут обойти. Это же касается и противоположной стороны – часть, и замечу большая часть, рестораторов вообще не заметили ничего после принятия закона. Тем, кому было критично иметь курящих в самом заведении посетителей его обходят и довольно легко. В Киеве остался не один десяток заведений, в которых как курили, так и курят. С этим сложнее сетевым пабам и кофейням, но в несетевых все уже давно решилось – украинская коррупция уже давно дала четкие тарифы за отсутствие проверок и реагирования на жалобы о курении в заведении, и других способов обхождения закона… Поэтому в итоге у нас как обычно этот закон скорее помог появлению новой кормушки для контролирующих органов за счет ресторанного бизнеса. Хотя и польза от него появилась, в виде того, что закрылись залы для курящих в тех заведениях, в которых их наличие было не критичным.
Источник: Телекритика